Критерии отбора компаний для налоговых проверок


Отбор кандидатов на проведение выездной проверки основан на всестороннем анализе информации, которой располагает налоговая инспекция. При этом информацию инспекция может получить из внутренних источников (например, из отчетности организации) и из внешних источников (например, из СМИ, от граждан, полиции). Целью анализа является определение «зон риска» совершения налогового правонарушения если такие зоны обнаружены, то компания становится кандидатом на проверку. Ранее планирование выездных проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговой инспекции, но в 2007 году была разработана и опубликована Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция)). Концепция определяет алгоритм отбора кандидатов на проверку и разработана с целью построения единой и понятной для компании и налогового органа системы планирования выездных проверок.
Согласно Концепции, отбор налогоплательщиков на проведение выездной проверки проводится по критериям риска совершения налогового правонарушения. Критерии – это своеобразные сигналы для налогового инспектора, наличие которых означает, что компания попала в зону внимания налогового органа и вероятнее всего будет включена в план выездных проверок. Однако соответствие одному или нескольким критериям не означает, что компания совершила налоговое правонарушение, поскольку выводы можно сделать только на основании анализа первичных документов.
Чтобы не попасть в зону «особого» внимания налоговиков самостоятельно оценивайте свои риски по критериям, приведенным в Концепции. Федеральная налоговая служба разработала двенадцать критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (п. 4 Концепции).


Первый критерий: налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).
Низкая налоговая нагрузка для инспекторов может означать, что компания по каким-то причинам платит меньше налогов, чем принято платить в ее отрасли. И поскольку эти причины могут оказаться не совсем законными, то налоговая инспекция вынуждена назначить выездную налоговую проверку. Чтобы оценить свой риск по данному критерию определите налоговую нагрузку за истекший год и сравните ее со среднеотраслевым показателем за аналогичный период. Показатель по компании не должен быть ниже среднеотраслевого.

Второй критерий: отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более налоговых периодов (лет).
По мнению налоговиков отражение в отчетности убытка на протяжении нескольких лет без явной тенденции к его уменьшению или погашению является признаком искажения показателей деятельности. Однако не всегда наличие убытка говорит о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика. Организация (предприниматель) может работать с убытком несколько лет подряд, если у нее на это имеются объективные причины, например, открытие бизнеса или развитие производства. При этом в отчетности должны наблюдаться признаки, указывающие на эти причины – наличие убытка при одновременном росте капитальных вложений или расходов будущих периодов.

Третий критерий: доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.
По этому критерию оцениваются только плательщики НДС. Завышенные вычеты по НДС могут означать, что компания уклоняется от уплаты НДС. Для оценки своего риска по данному критерию определите долю вычетов по НДС за каждый налоговый период (квартал), используя суммы налога, отраженные в декларации по НДС. За четыре последовательно идущих квартала она не должна быть равна либо превышать 89%.

Четвертый критерий: опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Для проверяющих такое опережение будет означать, что налогоплательщик завышает расходы и тем самым уклоняется от уплаты налогов. Кроме того, подозрения у налоговиков могут возникнуть, если темпы роста налоговых и бухгалтерских расходов не совпадают.

Пятый критерий: среднемесячная зарплата на одного работника в компании ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
Для проверяющих низкая зарплата может означать, что организация (предприниматель) скрывает истинные заработки и тем самым экономит на НДФЛ и других зарплатных налогах.
С 2012 года в «зоне риска» могут оказаться не только компании с низкой заработной платой, но и организации (предприниматели), о которых налоговой инспекции стало известно, что они выплачивают зарплату «в конвертах» или не оформляют (оформляют с нарушениями) трудовые отношения. Источником информации при этом могут являться жалобы и заявления граждан, организаций, предпринимателей, полиции и прочих субъектов (приказ ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/297@).

Шестой критерий: неоднократное приближение к предельному значению показателей деятельности, дающих право на применение специальных налоговых режимов.
При этом во внимание принимается приближение менее чем на 5% на протяжении двух и более лет.
По этому критерию оцениваются компании, которые применяют упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), уплачивают единый сельскохозяйственный налог (далее – ЕСХН) и единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД).
Предельные значения показателей приведены в Налоговом кодексе РФ. Неоднократное приближение к этим значениям, по мнению проверяющих, говорит о том, что компания искусственно создает условия для применения специальных режимов налогообложения, которые отличаются более сниженной налоговой нагрузкой и упрощенной системой отчетности.

Седьмой критерий: расходы предпринимателя, отраженные в декларации по налогу на доходы физических лиц, составляют более 83% от его доходов.
Этот критерий актуален только для предпринимателей.
Завышенные расходы предпринимателя могут говорить о том, что он уклоняется от уплаты НДФЛ.


Восьмой критерий: сотрудничество с перекупщиками и посредниками (построение цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических причин (деловой цели).
По данному критерию налоговики, прежде всего, обращают внимание на получение необоснованной налоговой выгоды.
Если, по мнению проверяющих, компания сотрудничает с контрагентом лишь с целью получения необоснованной налоговой выгоды, то вероятнее всего она окажется в числе кандидатов на проверку. Обстоятельствами, указывающими на «фиктивность» сделки могут быть, например, закупка товара у производителя через цепочку контрагентов (которые вероятнее всего являются фирмами-«однодневками»), или приобретение товара через посредников, находящихся в разных регионах страны, тогда как компания и основной поставщик находятся в одном городе (при этом, все документы на поставку подписываются одним днем).

Девятый критерий: компания не дает пояснений налоговой инспекции о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках в отчетности или несоответствиях в документах. Налоговой инспекции стало известно о фактах уничтожения или порчи документов.
Если в ходе камеральной проверки были обнаружены ошибки в декларациях (расчетах) и иные противоречия в документах налоговый инспектор направляет компании письменное уведомление с просьбой дать пояснения об обстоятельствах таких нарушений или внести соответствующие исправления в отчетность. Если организация (предприниматель) без объективных причин не отреагировала на запрос налоговой инспекции, то вероятнее всего ей грозит выездная налоговая проверка.
Кроме того, с 2012 года компания может стать кандидатом на проверку по данному критерию, если проверяющие обнаружат, что она не обеспечивает сохранность документов бухгалтерского и налогового учета. В частности, выездную проверку могут назначить тем, кто по причине форс-мажора (пожара, наводнения и пр.) утратил документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, уплату (удержание) налогов и не предпринимает попыток их восстановить.

Десятый критерий: компания два и более раз с момента регистрации меняла свое местонахождение и переходила из одной инспекции в другую («миграция» между налоговыми органами).
Тщательному анализу со стороны налоговой инспекции подвергаются причины перехода налогоплательщика из одной инспекции в другую. Поскольку смена места учета два и более раз с момента регистрации может указывать на то, что компания пытается избежать выездной проверки либо уклоняется от уплаты налогов. Данное положение усугубляется, если переход в другую инспекцию произошел во время выездной проверки. Информацию о перемещениях налогоплательщика налоговая инспекция может получить при помощи федеральных ресурсов ЕГРН и ЕГРЮЛ.

Одиннадцатый критерий: отклонение уровня рентабельности в сторону уменьшения более чем на 10% от среднеотраслевого показателя рентабельности.
Чтобы оценить риск по данному критерию определите рентабельность продаж и рентабельность активов за истекший год и сравните их со средним уровнем рентабельности по виду экономической деятельности за аналогичный период. Показатели по компании не должны отклоняться в сторону уменьшения более чем на 10% от среднеотраслевых показателей рентабельности. При расчете используйте данные Отчета о прибылях и убытках и Бухгалтерского баланса.

Двенадцатый критерий: ведение бизнеса с высоким налоговым риском.
Ведение бизнеса с высоким налоговым риском означает, что компания сотрудничает с фирмами-«однодневками», осуществляет сомнительные сделки и участвует в схемах с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, во избежание выездных налоговых проверок в случае соответствия одному или нескольким критериям, рекомендуем обратиться к нам – в «Аудиторскую фирму «Зеркало». Мы своевременно устраним все возможные нарушения.

Мы предлагаем Вам
Заполнить анкету Задать вопрос

Стоимость наших услуг

Вопрос-ответ

тел:

факс:

email:

8(495)921-41-45

8(495)921-41-45

info@audit-zerkalo.ru


Наши клиенты

все клиенты